101000, Москва, ул. Мясницкая 46, стр. 1, оф. 413
101000, Москва, ул. Мясницкая 46, стр. 1, оф. 413
"ВЕТЕРАНЫ ОТЕЧЕСТВА" Межрегиональная общественная организация содействия и помощи ветеранам
|
|
|
ДВИЖЕНИЕ «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ» ПРЕДЛАГАЕТ СОЗДАТЬ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОННОЙ…

ДВИЖЕНИЕ «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ» ПРЕДЛАГАЕТ СОЗДАТЬ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

29.04.2024
Новости движения

Российские исторические традиции управления военной промышленностью из единого центра восходят к началу ХХ века, когда в условиях Первой мировой войны для руководства военной экономикой создавались специальные органы - особые совещания. Главное из них - «Особое совещание для обсуждения мероприятий по обороне государства» - возглавлял военный министр, в его работе участвовали представители государственных органов (Государственной Думы, Государственного Совета и других), промышленники и предприниматели. В задачи Особого совещания входило распределение военных заказов и контроль за их выполнением на предприятиях, производивших военную продукцию, вопросы снабжения армии. Своего рода посредником между государством и частной промышленностью по распределению военных заказов и выдаче авансов стали органы общественного контроля — военно-промышленные комитеты. В конце мая 1915 года на IX Всероссийском съезде представителей торговли и промышленности был избран Центральный военно-промышленный комитет во главе с лидером партии октябристов Александром Гучковым и прогрессистом Александром Коноваловым.

После тотальной мобилизации военных ресурсов страны в годы Первой мировой войны, революций 1917 года и Гражданской войны, в условиях НЭПа произошло резкое, почти обвальное сокращение военных расходов, численности вооруженных сил и оборонного потенциала страны в целом.

В результате на рубеже 20-30-х годов ХХ века СССР имел ограниченную систему «кадровых» военных предприятий, собранных в тресты и объединения под общим руководством Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ).

После ликвидации ВСНХ с января 1932 года оборонные предприятия перешли в систему Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП). С конца 1936 года начался период создания специализированной оборонной промышленности в рамках Наркомата оборонной промышленности (НКОП). В связи с началом Второй мировой войны 1 сентября 1939 года в условиях прямой военной угрозы в СССР началась форсированная подготовка к войне, рост вооруженных сил и наращивание производства вооружения. Знамением нового периода стали такие факты, как принятие чрезвычайного плана мобилизации — МП-1 на «особый» IV квартал 1939 года, проведенная в том же году реорганизация управления — разделение НКОП на специализированные наркоматы: авиационной промышленности, вооружения, боеприпасов, судостроительной промышленности.

Мобилизационная работа, связанная с подготовкой к войне, была «узким местом» в системе советского оборонного строительства в 1930-е годы. Руководители военного и промышленного ведомств ратовали за создание единого «мобилизационного» органа, который сосредоточил бы функции по подготовке промышленности и экономики в целом к войне. Таким органом управления стала Постоянная мобилизационная комиссия при Комитете Обороны Совета Народных Комиссаров, в состав вошли представители военного руководства, руководители промышленности, органов госбезопасности.

14 июня 1938 года состоялось заседание комиссии под ее новым названием — Военно-промышленная комиссия. На заседании в числе прочих вопросов было решено принять предложенный Лазарем Кагановичем проект «О задачах Военно-промышленной комиссии при СНК СССР и о построении ее аппарата». Согласно этому документу Военно-промышленная комиссия являлась рабочим органом Комитета обороны при СНК СССР. ВПК имела главной задачей «мобилизацию и подготовку промышленности как оборонной, так и необоронной для полного обеспечения выполнения планов и заданий Комитета обороны по производству и поставке РККА и Военно-морскому флоту средств вооружения».

В предвоенные годы созданная ВПК проделала большую работу по подготовке народного хозяйства к будущей войне. Все вопросы принятия на вооружение новых образцов вооружений и боевой техники, их освоения в серийном производстве находились под личным контролем Иосифа Сталина, возглавлявшего два последних предвоенных года Комитет Обороны СССР. По воспоминаниям Наркома вооружения СССР Бориса Ванникова, «Сталин изучал ежедневно сводки о выпуске самолетов и авиационных двигателей, требуя объяснений и принятия мер в каждом случае отклонения от графика...То же самое можно сказать о его участии в рассмотрении вопросов танковой промышленности и военного судостроения».

Вместе с тем, по мнению экспертов Первого Отдела Госплана СССР, занимавшихся в конце 1950-х годов обобщением опыта развертывания военно-промышленной базы СССР накануне Великой Отечественной войны: «...мы слишком поздно начали проводить военно-мобилизационную подготовку нашей промышленности. Наша страна по существу не имела комплексного мобилизационного плана подготовки всего народного хозяйства к нуждам войны, что явилось, безусловно, крупным недостатком и объяснялось во многом несвоевременной организацией мобилизационного планирования».

В годы войны все функции управления оборонной промышленностью перешли в Государственный комитет обороны (ГКО), образованный 30 июня 1941 года совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б). Необходимость создания ГКО как высшего органа руководства мотивировалась тяжелым положением на фронте, требовавшим, чтобы руководство страной было централизовано в максимальной степени. В упомянутом постановлении говорится, что все распоряжения ГКО должны беспрекословно выполняться гражданами и любыми органами власти.

За 50 месяцев своего существования ГКО принял 9971 постановление, из которых примерно две трети касались проблем военной экономики и организации производства военно-промышленной продукции. На местах ответственными за выполнение постановлений ГКО являлись местные партийные и советские органы. Особо ответственные задания находились на контроле уполномоченных ГКО.

В первые послевоенные годы единого органа управления военно-промышленными делами не существовало. Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР в феврале 1947 года при Совете Министров СССР создавались отраслевые бюро по промышленности и сельскому хозяйству. Девять отраслевых бюро, в том числе по машиностроению и судостроению во главе с Вячеславом Малышевым, занимались оборонными отраслями.

В мае 1948 года руководители оборонной промышленности Дмитрий Устинов и Максим Сабуров выступили с инициативой о создании в правительстве единого центра по военным и военно-промышленным делам. В ведение этого органа должны были войти текущие вопросы военной промышленности, разработка и обеспечение мобилизационных планов, создание новых образцов вооружения, координация работы отраслей оборонной промышленности. По мнению лидеров «оборонки», необходимость создания такого органа давно назрела.

Эти действия явились признаком формирования общности интересов руководителей военно-промышленного комплекса. На практике это вылилось в создание в 1951 году при Президиуме Совета Министров СССР Бюро по военным и военно-промышленным вопросам под председательством Николая Булганина, которое действовало с февраля 1951 года по октябрь 1952 года

Бюро занималось рассмотрением планов военных заказов, научно-исследовательских работ по военной технике, принятием на вооружение новых образцов и снятием с вооружения устаревших и другими вопросами, связанными с обеспечением армии и флота вооружением и военно-техническим имуществом. Принципиальные вопросы по военной технике рассматривались и утверждались ЦК ВКП(б) и Советом Министров СССР. Бюро не имело специального аппарата (за исключением небольшого секретариата), функции аппарата выполняли отраслевые группы Управления делами Совмина СССР.

В 1953 году отраслевые бюро при Совете Министров СССР были упразднены. В 1953-1956 годах вопросами координации деятельности оборонных отраслей промышленности занимались заместители председателя Совета Министров СССР - Николай Булганин, Вячеслав Малышев, Максим Сабуров, Михаил Хруничев. Общее наблюдение и решение принципиальных и межотраслевых вопросов оборонных отраслей промышленности и Министерства обороны осуществляло Бюро Совмина СССР.

В декабре 1956 года функции руководства оборонными отраслями промышленности были переданы Госэкономкомиссии. Она готовила предложения по вопросам военной техники, осуществляла оперативное руководство оборонными отраслями. Комиссии было предоставлено право издавать распоряжения и постановления в области промышленности, обязательные к исполнению. В декабре 1957 года Госэкономкомиссия была ликвидирована.

6 декабря 1957 года создана Комиссия по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совета Министров СССР. Роль комиссии как координатора была особенно высока в условиях реформы Никиты Хрущева 1957-1958 годов по децентрализации управления экономикой через систему «совнархозов». Однако и после восстановления министерств в 1965 году комиссия сохранила свои функции и стала наиболее устойчивой организационной формой координации многоплановой деятельности военно-промышленного комплекса страны, вплоть до конца советского периода истории нашего Отечества.

Со времени образования Военно-промышленной комиссии в 1957 году её последовательно возглавляли Дмитрий Устинов (1957-1963 годы), Леонид Смирнов (1963-1985 годы), Юрий Маслюков (1985-1988 годы), Игорь Белоусов (1988-1991 годы).

К середине 1980-х годов в ВПК насчитывалось 15 отделов, занимавшихся созданием вооружения и военной техники, анализом производственной деятельности министерств и экономической эффективности оборонно-промышленного комплекса, внедрением в производство достижений научно-технического прогресса, передовых технологий, военно-техническим сотрудничеством с зарубежными государствами.

ЦК КПСС и Советом министров СССР было принято очень важное для работы решение о наделении Военно-промышленной комиссии с момента ее образования полномочиями органа государственного управления. Проекты решений вырабатывались на начальной стадии теми научно-производственными подразделениями, которые занимались разработкой той или иной системы вооружения (некоторые технические заказы разрабатывались также научно-техническими организациями Министерства обороны СССР). Затем все заинтересованные министерства представляли свои предложения по проекту в Военно-промышленную комиссию, которая являлась главным координирующим органом всего военно-промышленного комплекса. Комиссия прилагала немало усилий, стараясь согласовать положения документа с интересами и возможностями всех заинтересованных ведомств, научно-технических и научно-производственных организаций. Подготовленный комиссией окончательный вариант проекта затем направлялся в Отдел оборонной промышленности ЦК КПСС, где он подвергался дополнениям и корректировке и выпускался в форме совместной директивы главных органов партийно-государственного руководства. Иногда по принципиальным вопросам финансового и материально-ресурсного характера окончательное решение принимало Политбюро ЦК КПСС. Такова была общая схема принятия решений в данной области в период советского ВПК, когда последний занимал лидирующее место в экономике СССР.

К этому же периоду относится и становление системной организации развития вооружений. Чтобы подчеркнуть всю широту и ответственность задач, решавшихся под эгидой и с участием ВПК, достаточно напомнить о созданных на базе глубоких научных исследований комплексных программах важнейших видов ракетно-космических, авиационных, противоракетных и других систем оружия. В этот же период достигнут стратегический ракетно-ядерный паритет с США и странами НАТО, обеспечивающий длительную стратегическую стабильность, а попросту мир без ядерных войн.

ВПК и министерства оборонных отраслей промышленности СССР выполнили основную задачу, поставленную государством, по обеспечению высокого научно-технического уровня вооружений и военной техники, чтобы вооружение армии и флота по своим тактико-техническим параметрам не уступало или превосходило уровень военной техники зарубежных стран. При постоянном контроле Военно-промышленной комиссии отечественные армия и флот своевременно оснащались новейшим вооружением в кратчайшие сроки и в необходимом количестве.

В результате распада СССР на территории России осталось более 60% предприятий и 70% научных организаций прежнего советского ОПК. Годовой объем производства военной продукции РФ от общего ее производства в СССР составлял 80%.

10 сентября 1993 года на основании закона Российской Федерации № 5709-I был создан Государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности путём реорганизации Комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности (Роскомоборонпрома), существовавшего с осени 1992 года. Председателем госкомитета 1 октября 1993 года был назначен Виктор Глухих. За всё время существования госкомитета положение о нём так и не было утверждено.

23 января 1996 года председателем Госкомоборонпрома России вместо Виктора Глухих был назначен учёный-химик Зиновий Пак, который до этого был генеральным директором - генеральным конструктором Федерального центра двойных технологий «Союз».

Указом Президента России Бориса Ельцина № 686 от 8 мая 1996 года Госкомоборонпром России был преобразован в Министерство Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности (Миноборонпром России), во главе которого остался Зиновий Пак. Миноборонпром России просуществовал чуть менее года: в марте 1997 года он был упразднён, подведомственные предприятия были переданы в подчинение Минэкономики России и Госкомсвязи России.

В 1992–1995 годах в результате либерализации цен оборонные предприятия лишились оборотных средств. Инфляция и запредельный рост процентных ставок на банковские кредиты привели к тому, что предприятия лишились доступа к средствам для реализации программ выпуска военной и гражданской продукции. Кроме того, с распадом СССР оборонные предприятия лишились налаженных производственных связей, а также значительной части рынков сбыта. Резко сократился оборонный заказ. В отраслях российского ВПК произошел обвальный спад производства. 

После распада СССР начались процессы ликвидации отечественной экономики и в первую очередь обрабатывающей промышленности. Были ликвидированы целые отрасли, как структуры под единым управлением, предприятия акционированы и каждому из них предоставили «возможность» выживать как получится. Ключевые отрасли и заводы были переданы в управление «эффективных менеджеров». В результате такой «продуманной» политики к началу 2000-х годов сырьевые и другие, особенно прибыльные отрасли экономики оказались в руках олигархов – нефтяная и газовая промышленность, цветная и чёрная металлургия, производство удобрений, добыча полезных ископаемых…

Менее «рентабельным» с точки зрения российских либералов отраслям повезло меньше, их начали просто растаскивать по частям. За редким исключением, это коснулось станкостроения, приборостроения, электронной и электротехнической промышленности, судостроения, значительной части ВПК и многих других отраслей. Всё это было обусловлено тем, что продукция этих отраслей не нужна была в тех условиях, которые создали российские прозападные реформаторы в стране. Нефть и ресурсы нужны, их можно продать за доллары или евро, а сложные наукоёмкие отрасли промышленности нет – они были конкурентами западных корпораций и поэтому подлежали уничтожению. Закупки техники для армии, авиации и флота, которые были одними из главных потребителей сложной техники, практически прекратились. Военно-промышленный комплекс, как и всё отечественное машиностроение, впал в затяжной системный кризис.

Воссоздание в 2006 году Военно-промышленной комиссии в Российской Федерации, создание государственных корпораций, наряду с другими шагами в области обеспечения военной безопасности страны, свидетельствовало о возрождении внимания российского государства и общества к военно-промышленным вопросам и служило необходимой предпосылкой развития отечественного оборонно-промышленного комплекса.

Хотелось бы подчеркнуть, что прогресс российской оборонной промышленности напрямую связан с внутренней политикой государства в области обеспечения безопасности и поддержки национальных интересов. Важную роль в этом играют государственные программы, направленные на модернизацию и развитие отрасли.

В период 2006-2022 годов Правительство Российской Федерации уделило внимание развитию инфраструктуры оборонно-промышленного комплекса, в том числе путем строительства новых производственных мощностей, ремонта и модернизации существующих предприятий, создания центров подготовки и переподготовки кадров. Также было уделено внимание развитию инфраструктуры транспортной логистики для обеспечения бесперебойной поставки продукции в военные части. Были приняты меры по улучшению условий труда работников оборонной промышленности, в частности, были повышены зарплаты и выплаты стимулов, улучшены условия работы и охраны труда.

Продолжалась реализация программы локализации производства, которая направлена на перенос производства оборонной продукции на территорию России. Цель программы - увеличение доли отечественных комплектующих и снижение зависимости от импорта.

В Российской Федерации также продолжалось активное развитие инновационной деятельности в оборонной отрасли. Были созданы новые технологии, в том числе в области беспилотных систем, кибербезопасности и искусственного интеллекта. Также продолжалось развитие научных исследований и обучение персонала.

Эти и другие мероприятия, принятые в России в 2006-2022 годах, способствовали укреплению позиций оборонно-промышленного комплекса и его дальнейшему развитию.

В условиях проводимой Специальной военной операции на территории Украины перспективы развития оборонно-промышленного комплекса России по-прежнему остаются положительными, несмотря на существующие вызовы и проблемы. Российские предприятия ОПК имеют большой потенциал для увеличения объемов производства военной техники и оружия, а также для развития новых технологий и материалов. Важно также продолжать работу по оптимизации производства и управлению предприятиями, а также сохранять и развивать кадровый потенциал отрасли.

Образцы боевой техники, по совокупности своих боевых и технических качеств, представляют собой технические системы вооружений, уровень развития которых определяется производственно-экономическими возможностями соответствующей отрасли промышленности - авиационной, автомобильной, радиоэлектронной, химической, металлургической и т.д. Любая система вооружения - синтез накопленного опыта организации вооруженных сил и научно-технических и индустриальных достижений эпохи. В то же время качество системы вооружения - результат военно-технической политики высшего государственного и военного руководства страны, которое из множества военных изделий отечественного и импортного производства должно отобрать необходимый минимум самых эффективных в боевом и производственно-экономическом отношении стандартизированных и взаимозаменяемых образцов.

Ильдар Резяпов, Председатель Общероссийского общественного движения «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ», доброволец СВО:

«Сегодня, во время Специальной военной операции на территории Украины, всем российским гражданам следует помнить, что благодаря централизованному управлению оборонными и другими отраслями народного хозяйства, позволившему сконцентрировать производственные, материальные и интеллектуальные ресурсы для обеспечения фронта всем необходимым, СССР одержал победу в Великой Отечественной войне. В 2024 году современному российскому обществу стоит думать о развитии военной промышленности по завету наших предков-победителей «Все для фронта, все для победы».

Тридцать лет назад советский ВПК был ведущим поставщиком новых технологий, сердцевиной высокотехнологической промышленности, привлекал наиболее квалифицированные кадры. Директоры оборонных заводов без стука входили в самые высокие кабинеты и диктовали свои требования советским и партийным руководителям на местах. Это была во всех смыслах суперэлита: достаточно закрытый клуб, представители которого свысока посматривали на работников гражданского сектора экономики.

Однако на рубеже веков новый виток технологическо-экономической волны вывел на главные роли совсем других «игроков», прежде всего связанных с телекоммуникациями и цифровыми технологиями. В результате такого сдвига отечественный ОПК стал не столько источником новых технологических решений, сколько их потребителем. Ведущие российские производители вооружений всё чаще становятся «системными интеграторами», использующими широкий круг субподрядчиков, включая абсолютно гражданских частных производителей и поставщиков.

Еще в 2012 году в серии знаменитых программных статей, опубликованных перед выборами Президента России, Владимир Путин писал: «Развитие ОПК только силами государства неэффективно уже сейчас, а в среднесрочной перспективе - экономически невозможно. Важно продвигать государственно-частное партнерство в оборонной промышленности, в том числе упрощая процедуры создания новых оборонных производств <…> Свежий взгляд на отрасль со стороны, бизнес-подходы к организации производств вдохнут новую жизнь, повысят конкурентоспособность российского оружия на международных рынках <…> Именно новые частные компании могут быть источником технологических прорывов, способных радикально изменять отрасль.»

В современных условиях, когда смена технологий идет быстрыми темпами, внешняя обстановка резко меняется, большая часть российской экономики является частной, трудно рассчитывать, что решить задачи противостояния имеющимся угрозам со стороны коллективного Запада можно только за счет опоры на государственные структуры и корпорации в отечественном ОПК. Необходимо использовать имеющийся опыт негосударственных технологических компаний, уже сегодня работающих на оборонку, для создания системы государственно-частного партнёрства, обеспечивающей эффективную работу частного бизнеса в системе российского ОПК.

В настоящий момент идущая СВО запускает глобальные процессы оживления суверенной отечественной экономики. Российский ОПК набирает силу локомотива развития экономики.

Гособоронзаказ и инвестиции в ОПК — это вложения в промышленность, фундаментальную и прикладную науку, создание кадров, возрождение инженерных школ. Это развитие традиционных промышленных центров Урала, Поволжья, Сибири, территорий центров легкой промышленности, межрегиональной транспортной, финансовой, трудовой, логистики, обмен комплектующими. Это ускоренное формирование потоков в регионы — финансовых и человеческих ресурсов.

Военные заказы — это спрос на квалифицированные кадры, на интеллект, на нестандартный подход в решении задач, это время инженеров, высококвалифицированных рабочих, научных кадров. Это перенастройка системы контроля за расходованием средств, обновление правовой системы, обслуживающей ОПК, пересмотр ответственности.

Это развитие смежных отраслей: лёгкой промышленности, машиностроения, электроники, приборостроения, всё это вместе — рабочие места, доход, спрос, рост покупательской способности населения.

Российский ОПК может и должен стать фактором обеспечения суверенности отечественной промышленности. Как показали события после 2014 года, наша страна должна рассчитывать на себя, на свои ресурсы и способности производить технологии. Нет своего — купишь за дорого и то далеко не у всех. В любом случае следует помнить российскую национальную особенность, когда возникает большая опасность, мы начинаем сосредотачиваться и наше Отечество из вооружённых конфликтов всегда выходила более сильным.» 

Председатель Общероссийского общественного движения «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ», доброволец СВО Ильдар Резяпов официально обратился в адрес Президента России, Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами Российской Федерации Владимира Путина с предложением о создании в новом формируемом Правительстве РФ Министерства оборонной промышленности Российской Федерации с целью более широкой кооперации и системной интеграции государственных предприятий и отечественных частных компаний в вопросах промышленного, научно-технического и инновационного развития российского оборонно-промышленного комплекса для полного обеспечения ВС РФ необходимой номенклатурой высокотехнологических и наукоёмких видов продукции.

Вступай в команду взаимопомощи и поддержки
в ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ»
необходимо заполнить заявление по указанной ссылке
Наш Telegram-канал «Ветераны России on-line» https://t.me/veteranrossii_online

Контактная информация:
Центральный аппарат
ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ»

WhatsApp:
+7(901) 331-0801;
+7(916) 594-5724;
+7(915) 105-5201;

E-mail: vpvr@veteransrussian.ru

557
Следите за новостями
Подписывайтесь, чтобы быть в курсе новых событий и свежих советов
Подпишитесь в соцсетях: